Мои заметки о поездке на Кавказ

12.04.2010

Автор: Алла Касатка

KavkazМой отчет будет выглядеть в виде заметок, а точнее это выписки из моего дневника, здесь будет больше личных мыслей и впечатлений чем каких-либо  данных.

3 октября -Кавказ, р. Кубань, п. Учкулан.

Приехали. Ну, наконец-то! Полтора суток в дороге. Хотя дорога не показалась такой уж и длинной (по спидометру 1555км). Спали, смотрели фильмы, слушали музыку, играли в карты. Нас 7 человек: двое из Черкасс, 3-е из Киева (вместе со мной) и двое из Харькова. Но вот только из моих пацанов никто не поехал, дураки они или нет скажу в конце похода. Поход был вымучен, еще с начала мая запланирован и по ходу его приближения срывался 3 раза, при этом постоянно менялся состав группы, в итоге, придя к выше перечисленному составу. Все с опытом 5-й категории сложности, а мой напарник по двойке – Сережа Лугавской – мастер спорта. Немного чувствую себя с ним новичком, но вида не подаю.

Kavkaz1Kavkaz2                                     Я                                                                          Сережа

Kavkaz3Kavkaz4                        Саша (Черкасы)                                                      Валера (Черкасы)

Kavkaz6Kavkaz5                        Саша (Харьков)                                                        Паша (Харьков)

Kavkaz7Вечер. Кто-то готовит ужин, кто-то собирает катамаран, а вокруг такая красота, словно в сказке: горы покрыты снегом, лазурная река, свежий, еще не успевший остыть воздух, кое-где деревья стоят в золоте.

Чувствую легкость, свободу, - нахожусь в своей тарелке. Как я счастлив, что снова оказался здесь!

Наташа - руководитель

4 октября

Kavkaz8Встал в 8-00, хотя подъем и объявлен на 9 – никто уже не спит. Стапель. Собираю катамаран с Наташей (руководитель), она не спешит, я б даже сказал, медлит, много мне рассказывает, что и как делать, эх, знала б она, сколько я этих катов перевязал.

Завтракаем.

После Наташа начинает нас подгонять. Сборы.

Настроение превосходное! Все во мне бурлит, подъем, желание, азарт.

Kavkaz9Едем к аулу Хурзук. Ставим каты на воду, фото иии поехали! Идем, воды мало, но всеравно неплохо, в высокую воду тут будет очень даже хорошо. Река классная, бирюзового цвета; из-за низкого уровня воды – полно камней, приходится много маневрировать, отрабатываем разные приемы. Встали на отдых, сразу стало хорошо, я даже немного счастлив. Смачиваю иногда рот – пересыхает.

Прошли Хурзукский каскад(7 км) на реке Уллук-кам, и лишь после притока Учкулан (левый приток) вошли в  саму Кубань, которая образована этими двумя реками. Еще полчаса и чалка. Вроде неплохо. Чувствую усталость.

5 октября

Kavkaz10Объявленный подъем в 6-00 не состоялся, но блин, я-то успел уже одеться и свернуть спальник. Пришлось залазить обратно и досыпать еще полтора часа.

Завтрак, сборы, переезд к поселку Каменномостский.

А там…пороги 1-й Каменномостский и 2-й Каменномостский (Желоб).

Когда увидел 1-й – меня захватило, выглядел он супер: классный, мощный, узкий проход слева и широкий справа, река сужается и прет с неимоверной мощью.

Полчаса на осмотр и переезд на левый берег – удобней. По пути осматриваем «Желоб» и понимаем, что ни кто не пойдет – посреди порога торчит «зуб», который можно обойти, лишь прижавшись к правой стенке, иначе, только ломать раму об этот «зуб». Наташа говорит, что, возможно, один экипаж и пойдет. Я таюсь надеждой – как хочется его пройти. Ну ладно.

Приехали к  1-му. Дуем каты, переодеваемся. Я оделся самым первым и рвусь в бой, при этом жутко волнуюсь. Иду я в паре с Сережей. Сносим кат к воде, усаживаемся. Сделали пару траверсов в метрах шестидесяти от входа в порог. Понял, что с Сережей сидеть легко и просто. Разворачиваем катамаран и вперед. Заходим слева, почти впритык к камням, затем нос правее, чтоб не налететь на следующий камень и вниз. Сережа кричит: «Откинь корму»,  я не понимаю зачем, ведь мой баллон несется прямо на камень, но тут мы его проскакиваем, и уже правым может попасть на следующий камень, но Сергей двумя мощными гребками исправляет ситуацию, еще немного и все, конец, прошли.

Потом я слушаю что, как и почему, при этом информация поступает четко, без крика, доступно, я внимаю всему что говорят. Идем на 2-й заход. Проходим чисто, но Сережа на вопрос: «Ну как?», отвечает: «Можно сказать нормально». 3-й заход – я туплю, слегка чиркаем последний камень. 4-й - Сережа: «А вот теперь, можно сказать – чисто».

Kavkaz11Несем кат к машине. Наташа меняется с Сережей, я пересаживаюсь на правый баллон. Волнуюсь. Траверсируем, идем в порог. Прошли хорошо, я рад, кричу, не могу сдержать эмоций. Наташа слегка удивлена моему поведению. 2-й – все четко. 3-й (точнее 7-й). Рано развернули катамаран – идем прям на камень, нос влево, не успели. Мой баллон на камне – я  шоке. Тащит вниз, я сверху, Наташа снизу. Упираемся в камень,  захлопывает, лечу на камень, бьюсь локтем. Затем я в воде, кажется знаю, что сейчас ударит спиной, страшно, весь сжался, бьюсь подушкой спас жилета, она амортизирует, облегчение, мысли в голове: «теперь все будет хорошо». Заодно получаю удар по каске, но не сильный. Плыву – ногу вперед, как учили и тренировались, проваливаюсь в пену, выныриваю, вижу весло, ловлю, мое в руках, вижу кат.

Ребята на берегу бросают морковку в сторону ката, жду свою – не бросают и не смотрят на меня. Хрен с ними – сам выплыву. Прижало к левой стене, тут на меня обратили внимание. Плыву дальше, веревка запуталась в моих веслах, кричу, чтоб отпустили – не слышат, распутываю. Наташа верхом на катамаране, улыбается, зовет залазить. С ней вроде все хорошо. И верхом на перевернутом катамаране траверсируем на правый берег. У меня небольшой мандраш.

Kavkaz12Сразу несем кат вверх к порогу, ставим на киль и вперед в порог. Не четко, так себе, чиркнули последний камень, развернулись, но ничего, попустило.

Я даже не ожидал, что Наташа сразу предложит идти. В принципе – правильно, так бы я, через время, совсем бы забил сплавляться. Выносим катамаран к машине.

Наташа решает идти на каяке, а Валера предлагает мне пройти на его двойке. Проходим порог чисто, можно сказать идеально.

Становимся на страховку. Наталья долго готовится. Вижу как идет: входит четко, слив, пробивает вал, выскакивает, левее, - хорошо работает.

Встречаем, почему-то нет восторга, но, видя наши лица, заулыбалась.

Собираемся. Едем на речку Зеленчук. Еще раз осмотрели «Желоб» и окончательно решили не идти.

Kavkaz13Заехали в город Архыз. Там я купил подарки домой, заодно наши оценили уровень воды в реке и решили спуститься ниже по течению. Ночуем у порога «Пушка».

6 октября

Сутра встали, быстро поели и поехали на Большую Лабу, так как в Зеленчуке воды совсем нет, а порог «Пушка» превратился в скопление камней, даже исчез его знаменитый вал.

Дорога, идущая вдоль реки Большая Лаба, очень плохая, по ней ходят практически одни лесовозы, которые ее и разбивают, хотя встретили пару «Нив» и даже одну «Волгу».

Едем медленно, очень, почти ползем, в нескольких местах приходится выходить, иногда подкладываем камни под колеса, а раз, даже тянули машину на веревке. Места очень красивые: деревья в золоте, прозрачна чистейшая вода в реке, скалы водопады, к тому же погода солнечная.

Kavkaz15В верховье встречаем наших каякеров, затем русских на катамаранах, они на пороге «ПП» погнули 3 рамы, а потом еще одну группу наших каякеров. Они нам как раз и рассказали, что на Белой есть вода и что некоторые пороги вполне проходимы. Перед ужином сходили на «ПП», увидели перед последним сливом, прям посередине торчит «зуб». Долго смотрели, есть вариант обойти его справа, но это очень сложно сделать. Итог – решительное нет.

К вечеру испортилась погода, все небо затянуло, тучи нависли над самой головой, накрапывает мелкий дождь. Появилась надежда на прибавление воды в реке и что вода закроет тот «зуб». Уж очень хочется пройти «ПП».

Вечером разговоры про правильный образ жизни, состав продуктов, всемирное правительство и т.д.

Ночь теплая, дождь, который было начал накрапывать, прекратился, а новый так и не пошел.

7 октября

Kavkaz16Почему я задел рамой камень? Слегка, совсем чуть-чуть? Почему меня выбило из посадки? Почему нас прижало к берегу и не пустило в порог? Почему?

Встали, поели, забросились к месту старта. Дуем каты, переодеваемся, Сережа, тем временем, отогнал машину к нашей стоянке. Подъехало много русских каякеров, затем еще, тоже много. Пришел Сережа, встали на воду, немного размялись, потренировались и вперед.

Зачалились перед порогом «Прощай Родина». Осмотрели, наметили линию движения, решили что кому делать и когда, сели и пошли.

Kavkaz17Немного волнуюсь, входим в слив, затем отброс кормы, дальше дуговые, последний слив, все. Становимся на страховку. Хотим еще раз – обносим, ох там и обнос, тяжело кат тащить по таким камням. Следующий заход чуть хуже, почти поставило лагом. Валера просит меня с ним пройти. Тянем его кат, на этот раз, уже по правому берегу – все, это последний обнос, уж больно важко. Спускаемся – нормально.

Дальше к «ПП». По дороге тренируемся, отрабатываем маневры и повороты. Зачалились, осмотрели, решили идти, хотя «зуб» торчит, как и прежде.

Все обсудили: самое важное это в предпоследнем сливе уйти на право, повернув катамаран двумя мощными дуговыми, а затем отбросить корму (все это надо сделать с моей стороны), таким образом, мы уйдем в последний слив под правой стенкой носом вперед. Ничего этого сделать не удалось.

Kavkaz18Я в предпоследнем сливе зацепился кормовой трубой за камень и вылетел с посадки, упал на баллон. Натягиваю ремни – делаю гребок, поднимаю голову – еще гребок, вижу «зуб», камни, мысли бегут очень быстро,  уже готовлюсь к сливу, но вместо слива нас прижимает к левому берегу, баллоны застревают в камнях.

У меня шок, я ничего не вижу, не слышу, Сережа спрашивает: «Что случилось? В чем дело? - потом – выскакивай». Я на берегу. Подбегают ребята помочь вытянуть кат. Я расстроен, у меня признаки депрессии, ни чего не хочу, на все хочется плюнуть, никогда больше не выходить на реку, да что там реку, вообще природу, туризм, хватит с меня и городского парка.

Становимся на страховку – Валера с Сашей решили идти. Ожидание, появляются: проходят предпоследний слив как надо – носы смотрят вправо, но сильно перегребают, упираются в камень, почти останавливаются, становятся лагом, сливаются, правый баллон движется по скале правого берега, еще б немного и оверкиль, но все обошлось.

Вечером в лагере снова разговоры о жизни. Я немного отошел от шока, депрессия не началась, все будет хорошо.

Утром, при заброске, прям у спуска к порогу «ПП», заметили медведя. А Наташе туда идти делать съемку. Она взяла с собой дудку и постоянно дудела «отпугивая» медведя. Смелая женщина – она все же пошла, и притом одна, делать съемку на порогах. Но вот когда к ней тихонько со спины подошел фотограф с группы каякеров, она, конечно, немного испугалась, услышав его хруст, как она нам рассказывала, сидя  вечером у костра.

8 октября

Kavkaz19Прошли каньон «Соленые скалы», все просто замечательно, великолепные берега, прозрачная ода. Встали у водопада, сделали фото и видео съемку.

Подошли к порогу «Кирпич». Зачалились, провели осмотр. Красивый порог: хаотично разбросаны красного цвета камни в русле, а между ними бурлит белая вода. Связались с Наташей по рации, она уже  как раз на подходе и, не заставив себя ждать, появилась из машины московских каякеров. Организовали страховку, съемку и вперед. Зашли хорошо, вышли тоже, встали на страховку после 1-й ступени.

За нами спустились Харьковчане – Саша и Паша. Ждем катамаран черкасских ребят. Появляется килем вверх. Саша выскакивает на правый берег, Валера продолжает держаться катамарана, готовимся спасать. Но тут Валеру вместе с катом прижимает к камням – мы возвращаемся в улово. Думаю все, придется лезть за ним. Кричим, а заодно на пальцах объясняем, что б он попытался сбросить нам катамаран, ему это удается, мы ловко и оперативно его перехватываем, ставим между баллонами и транспортируем к берегу, его у нас принимают ребята. Теперь Валера. Он прыгает, всплывает, гребет, подставляем ему раму и к берегу.

Нас ждала 2-я ступень. Там нас немного закусило в бочке и пришлось слиться кормой. Не долго думая пошли на обнос и прошли красиво. Как говорит Сережа: «Пройти любой дурак может, а вот пройти красиво…».

Kavkaz20Еще несколько километров по каньону до порога «Затычка». Там мы сделали обед. Порог в нашу воду не проходим, зато весной, представляет из себя очень серьезную пятерку. Наташа села вместо Сергея на катамаран, а он поехал на лесовозе, такая себе своеобразная попутка, за нашим бусом. Дальнейший сплав занял около 2-х часов по живописной местности, хотя без серьезных препятствий на реке.

Пока ждали Сергея, успели высушиться и развести костер.

Едем на Белую. Ночь застала нас в дороге и, не успев доехать до задуманного места, решили ночевать у дороги, на опушке леса.

9 октября

Kavkaz21Весь день у нас ушел на осмотр реки. Много ходим, фотографируемся, для себя помечая какие пороги можно будет пройти, а какие нет. Также зашли в музей в поселке Гузерипль, на его территории находится один из дольменов Кавказа. Для меня это было первое посещение памятника такой давности, по некоторым данным дольменам от 4,5 и более тыс. лет. Жаль фото на его фоне не вышло. Встали на стоянку в километре от порогов Киши 1 и 2. Будем проходить только их, все остальные имеют габаритные непроходы, в некоторых местах река настолько сужается, что уходит в узкую щель, такую, что я мог бы дотянуться от одной стенки к другой.

11 октября

Kavkaz22Не торопясь, ближе к обеду вышли на воду. И целый день обкатывали эти пороги. На берегу собралось с десяток, а то и больше зевак: нас фотографируют, машут, видно как мужчины что-то объясняют своим дамам, забавно нам друг за другом наблюдать.

После  стали собираться, сдувать катамараны, сушиться. Все – едем домой. Антистапель, как говорится.

Ночью, больше обычного, проторчали на таможни – машину посылали на рентген. Ночевали уже где-то в Украине, точно не знаю - спал.

12 октября

Неожиданно для меня, по пути, заехали ко мне на родину, в мой родительский дом. За это я очень благодарен ребятам, что не пожалели намотать лишних 30км., ведь дома я не был с прошлой осени. Потом мы сделали еще небольшой крюк и заскочили на чай к нашим Харьковчанам. Там с ними и расстались, оставив их с хорошими впечатлениями. Забыл сказать, Саша вышел еще в Черкеске, видимо по своим каким-то делам. И того нас осталось четверо. В дороге Сергей несколько раз останавливался для покупок овощей, фруктов и прочих продуктов у бабушек, покупал он много и чтоб ни одну бабушку не обидеть – сразу у всех понемногу.

В Киеве были к 23 часам. Когда вышел из машины, толком ничего не почувствовал, хотя после прошлого Кавказа хотелась догнать поезд и ехать обратно (предыдущая поездка была на поезде), город просто в один момент ворвался в сознание, шум улиц, запахи, лица людей, их разговоры, в целом полный кошмар. Тогда я отходил от похода наверно неделю, точнее привыкал к городу. Сейчас, толи из-за короткого срока поездки, толи из-за постепенного въезда в цивилизацию все прошло плавно и безболезненно. Разгрузили машину, попрощались с Наташей. Сережа подвез нас к моему дому, прощание. Валера остался ночевать у меня, на следующий день я помог ему перевезти кат на вокзал, он поехал в Черкассы, а я по делам. На этом и закончился наш поход.

Конец.

П. С. Хотелось еще что-то добавить, но не буду, и так много написал. Всем удачи и любите наш мир.