21 день Жизни (Отчет по Сирии и Иордании)

04.03.2010

Автор: extouradmin

21day-of-life

Даты похода


23.01.2010 – 15.02.2010.

Нитка маршрута


Подъезд к маршруту: Донецк – Киев (ж/д) – Амман (авиа) – Дамаск (такси) – Алеппо (автобус).

Спортивная часть: Алеппо – Джиср эш Шугур – Латтакия – Хаффа – Сленфа – Калъат эль Мудик (Афамия) – Масьяф – Крак де Шевалье (Калъат эль Хосн) – Хомс.

Туристическая часть:

  • Хомс – Пальмира (минибас) – Дамаск (автобус) – Джейраш (такси).

  • Джейраш – Амман – Мадаба - гора Небо – Мертвое море – Сафи (вело).

  • Сафи – Дана – Шабак – Петра – Вади Рам – Петра (джип).

  • Выезд с маршрута.

  • Петра – Амман (автобус) – Киев (авиа) – Донецк (ж/д).


Участники похода



  • 21day-of-life2Мурашов Андрей (AndreyM) – руководитель спортивной части, штурман по Сирии.

  • Шумилов Александр – фотограф, руководитель туристической части по Иордании.

  • Максимчук Артем – завхоз, человек, усилиями которого наш поход иногда превращался в сладкий мед.

  • Москаленко Геннадий – эколог, механик.


Поход проходил по территории двух арабских стран – Сирии и Иордании. Спортивная часть похода была заявлена по территории Сирии. По окончании спортивной части был осмотр древнего города Пальмира и не менее древнего города Дамаск. После был совершен поход по Иордании.

При разработке маршрута было решено авиаперелет совершать в Амман и с него же вылетать обратно в Киев.

Планирование похода было сопряжено с трудностями сбора информации по Сирии, отсутствии современных карт, а также с тем фактом, что в арабском языке используется совершенно не привычный алфавит и написание цифр. На данный момент Сирия представляет собой не развращенную европейской цивилизацией страну, пытающуюся сохранить свою самобытность, культуру и религию, и в которую только начинают проникать туристы. Местное население разговаривает исключительно на арабском языке, познания же английского, а тем более русского языков, стремятся к нулю за редким исключением. Во время всего похода отношение к нам местного населения было очень доброжелательным и искренним.

В принципе, представителей, особенно Сирии, можно разделить на две группы: группа простых граждан, которые искренне пытаются тебе помочь любой ценой и группа водителей - пытающихся из тебя в большинстве случаев выманить как можно больше денег.

Несколько иначе обстояло дело в Иордании. Практически каждый иорданец достаточно сносно говорит на английском, все дорожные указатели дублированы на арабском и английском языках. Уровень жизни в Иордании повыше, чем в Сирии. Ежедневно две-три тысячи туристов посещают Петру и другие исторические объекты. Местное население также доброжелательно, проблем с водителями поменьше.

23-24 января.


Перед отъездом погода испортилась, ударили сильные морозы. Благодаря помощи Юрия Николаевича Пузакова, который помог решить проблему с прибытием вовремя на железнодорожный вокзал,  23 января в начале восьмого вечера я выехал из Донецка в Киев. Выйдя из вагона поезда утром на двадцатиградусный мороз и прождав киевских товарищей почти четыре часа на вокзале, я в составе нашей группы на заранее заказанной машине отправился в аэропорт.

21day-of-life3Необходимо отдельно остановиться на грузе, который мы везли. По правилам компании Jordan Airlines багаж, в который входит и велосипед, не должен превышать 20 кг. Ручная кладь не может превышать 7 кг. Учитывая, что велосипеды весят в среднем килограмм 13, вес палаток, спальников, аптечки, ремнабора и личных вещей,- на продукты места практически не оставалось. Перед взвешиванием у каждого был перевес примерно килограмма 2-3. А за каждый дополнительный килограмм необходимо платить примерно 4 доллара.

С некоторыми проблемами и с получасовой задержкой мы вылетели в Амман.

В Аммане наш самолет приземлился примерно в половине восьмого вечера. Потратив еще примерно почти с час на визы и на получение и проверку багажа, мы наконец-то оказались возле выхода со здания аэропорта. Еще примерно с час у нас ушло на сбор и проверку велосипедов. Убедившись, что все в порядке, мы на велосипедах направились в сторону Аммана. На выезде с аэропорта находится контрольный пункт, который охраняют военные с автоматами. Охрана не проявила особого интереса к нашим персонам. Примерно через пять километров от аэропорта дорога примыкает к междугородней трассе, ведущей в сторону столицы Иордании. На стыке двух дорог, в небольшой посадке мы и нашли свое первое пристанище на Иорданской земле. Быстро установив палатки и перекусив, мы устроились на ночлег. Несмотря на близость дороги, ночь прошла спокойно.

25 января.


21day-of-life4Проснулись утром в 7 часов. Небо было пасмурное, назревал дождь. Перекусив и свернув лагерь, отправились в Амман. У меня с собой была подробная карта Аммана. Кроме того, перед отъездом из Донецка дня два при помощи Гугле Земли(Google Earth) изучал повороты и фотографии этого города. Поэтому при въезде в город картой даже не пришлось пользоваться; ехали по памяти, узнавая места и повороты по фотографиям из интернета. Амман достаточно холмистый город. Резкие спуски сменяются резкими подъемами. Движение интенсивное, водители правила движения мало соблюдают. Кроме того, всю дорогу лил дождь- то прекращаясь на время, то усиливаясь, несмотря на проглядывающее время от времени солнце. Часу в двенадцатом мы прибыли на автовокзал Абдалли, расположенный в центре столицы, и с которого уходят автобусы в сторону Дамаска.

21day-of-life5Как только мы остановились, к нам сразу подскочили двое водителей, узнав куда мы направляемся, начали предлагать свои услуги. Не став сразу соглашаться, мы решили хоть немного осмотреться и остановились как раз напротив одной из фирм, которая занимается перевозками. Нас пригласили вовнутрь. Заверив, что достаточно быстро нас отправят в Дамаск, предложили выпить чаю и немного подождать.

Пока для нас искали транспорт, мы успели недалеко от этой компании достаточно неплохо и дешево перекусить в местной забегаловке.

21day-of-life6Однако время шло, а машины все не было. Тогда я предложил зайти в соседнюю контору. Увидев наши намерения, хозяин компании остановил нас и заверил, что вот-вот нас отправит. И действительно, вскоре пришла машина, в которую на крышу мы загрузили велосипеды, а в багажник загрузили рюкзаки. Так, за 50 динаров за четверых и за четыре велосипеда, мы отправились в Дамаск из Аммана.

Таможню прошли без проблем и с заранее приобретенной сирийской визой в Киеве, пересекли границу Иордании с Сирией. В магазине дьютти-фри наш водитель прикупил несколько блоков сигарет. Где-то минут через сорок после попадания на территорию Сирии наш водитель притормозил машину возле двух мужчин, стоящих на обочине дороги возле другой машины. Выгрузив сигареты, объяснил нам, что дальше за рулем будет не он, а его друг, который и отвезет нас в Дамаск. Так, со сменой водителя, уже в темноте въехали в столицу Сирии. Покружив по узким улочкам, в темноте выехали к железнодорожному вокзалу, где благополучно распрощались с нашим таксистом. По нашим замыслам мы должны были из Дамаска уехать в Алеппо, который расположен в 360 км от Дамаска, в 12 ночи поездом. В Алеппо поезд прибывает около шести утра. Однако охранник на вокзале начал нам доказывать, что мы с таким багажом не уедем, поскольку поезд новый и не предназначен для перевозки таких грузов. Несколько обескураженные, мы отправились уточнять эту информацию на вокзал где нам и подтвердили, что да, действительно, с таким багажом нам уехать не получится. Оставался вариант отправиться на автовокзал Хараста, с которого уходят автобусы в северном направлении. Расстояние до автовокзала составляло примерно 15 километров. Движение в Дамаске интенсивное, на дороге много велосипедистов, которые зачастую едут по встречке совершенно без опознавательных знаков, и это несмотря на столь позднее время. Потратив часа полтора, мы въехали на вокзал. В это время на вокзале как раз стоял автобус на Алеппо. Узнав куда нам надо, водитель повел нас в службу безопасности проверять наши паспорта. Надо отметить, что для Сирии это стандартная практика. Билеты продаются только при наличии паспорта. Сирия до сих пор находится в состоянии войны с Израилем, и соблюдаются такие вот меры предосторожности возможно от израильских шпионов. Билеты стоили 3 доллара в местной валюте. Мы стали объяснять, что нам необходимо быть в Алеппо не раньше шести часов утра, иначе придется по ночи искать гостиницу. Водитель заверил нас, что будем на месте примерно в половине шестого и это последний автобус, а следующий отходит в восемь утра. Загрузив велосипеды и рюкзаки в грузовой отсек автобуса, мы отправились в путь. Поскольку никто вообще никак на вокзале, кроме арабского не говорил по-английски, то водитель дал нам записку, в которой что-то было написано по-арабски и жестами нам объяснил, чтобы мы ее показали на автовокзале в Алеппо. Ничего не понимая, я взял записку. Поужинав в автобусе, мы заснули, надеясь проснуться рано утром на месте старта нашего спортивного похода.

Однако нас разбудили в половине третьего ночи. Водитель объяснил, что уже Алеппо и нам необходимо выходить. Обескураженные, выходим из автобуса, разгружаемся и собираем велосипеды. Завидев нас, к нам спешит охрана. На вокзале мы единственные. Что-то у нас по-арабски расспрашивают, мы же не знаем, что от нас хотят. Я достаю из кармана записку и показываю охраннику. Охранник тычет в сторону удаляющегося автобуса и ставит знак вопроса. Я интерпретирую его знаки так: «вы приехали этим автобусом из Дамаска?» Утвердительно киваю. Успокоившись, нам объясняют, чтобы мы не задерживались и поскорее покинули вокзал.

Остаток ночи провели невдалеке от вокзала в наспех поставленных палатках.

26 января.


21day-of-life8Утро весь поход у нас начиналось в семь часов. Быстро собравшись, тронулись в центр города. В этот день у нас стартовала спортивная часть похода. Из-за сложности подъездов к старту маршрута мы оставляли себе сутки запаса. Выигранный день давал нам возможность уделить после окончания спортивного маршрута туристической программе.

Первым делом заехали в арабское кафе, позавтракали, после этого зашли в банк и поменяли доллары на сирийские паунды. После поехали на осмотр цитадели Алеппо, которая занесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия как «Древний город Алеппо», и которая расположена в центре города.

После этого тронулись к выезду из города по направлению к руинам Эблы в южном направлении, которые расположены примерно в 40 км от Алеппо. По описаниям этот древнейший город был основан в IV тысячелетии до нашей эры эблаитами – народом, родственным с семитами, и был разрушен в XXII веке до н.э. Постепенно стемнело, под песню мэудзина на очень медленной скорости мы вкатывались в поселок с одноименным названием. На улицах было достаточно многолюдно. Завидев нас, местное население сначала смолкало, затем за нами медленно собиралось в толпу и также медленно двигалось по нашему направлению. В общем, произвели легкий фурор. Так, неспешно, уже в темноте, мы выехали за пределы поселка и подъехали к развалинам древнего города, разместившегося в ложбине небольшой возвышенности. Здесь же мы заметили сторожку, в которой нашли нескольких сирийцев, работающих на данном объекте. К нашему удивлению несколько человек знали пару слов по-английски. Объяснили им, что мы туристы из Украины, с собой имеем две палатки и просим их разрешения установить палатки в непосредственной близости от руин. В ответ получили приглашение переночевать прямо в хорошо отапливаемой газом сторожке. Вежливо отказались и в ответ нам показали место рядом возле здания. Между тем на улице температура медленно опустилась ниже нуля градусов. Сирийцы, закутав лица в арафатки, вышли на улицу и с интересом наблюдали за установкой палаток. После того, как все было сделано, мы услышали в свой адрес одобрительный возглас: «Ukrainian Arabic!».

Время шло, сирийцы покинули территорию руин, остался только один охранник, который пригласил к себе попить чай. Пока общались, выяснилось, что у него три жены, от которых он имеет шестеро детей. Прежде чем жениться, ему приходилось подолгу работать на нефтеперерабатывающем заводе, чтобы заработать деньги на калым. Больше он там работать не будет, надо находиться в семье, возле жен и детей.

Было уже достаточно поздно и мы, распрощавшись с гостеприимным хозяином, отправились спать в палатки.

27 января.


21day-of-life9Утро было солнечное, но достаточно прохладное. Руины Эблы не впечатлили. Отправив Артема на фотографирование местности, медленно свернули лагерь.

В одиннадцатом часу выехали на маршрут, который пролегал через поселок Эбла, Дидих, город Эриха. Конечной точкой нашего маршрута в этот день должен был быть город с длинным названием Джиср эль Шугур. В первом поселке удалось достаточно удачно и дешево скупить продуктов. Попытались на Дидих выехать через грунты. Но грунты оказались мокрой размокшей глиной, в которую мы встряли, проехав буквально 10 м. Пришлось возвращаться назад и по запасному варианту, дав крюк примерно в 1-2 км, по неплохому асфальту въехали в Дидих.

21day-of-life10Надо сказать, что в Сирии мы столкнулись с проблемой карт. У нас были генштабовские двухкилометровки восьмидесятого года. За это время сирийцы понастроили много новых дорог, многие грунтовки на карте в настоящее время являются хорошими асфальтовыми дорогами, очень много населенных пунктов, которые просто отсутствуют на старых картах. Еще бы! Когда в семьях нормальным считается иметь по 6 – 12 детей, то это ж с какой скоростью происходит прирост населения.

В центре Дидиха наша дорога разделилась на три. Мы в нерешительности остановились. Улица была пустынной, только один местный на ней присутствовал. Пока я выяснял у него на арабском, что от него хочу, буквально за 5 минут вокруг нас возникла толпа любопытствующих. Причем, каждый когда понимал, что нам надо, начинал показывать на дорогу, которая, по его мнению, нам подходит. Большинство местных все-таки склонялось к мысли, что нам необходимо, чтобы попасть в Эриху, поехать по дороге, которая ведет направо. С трудом выбравшись из толпы, при этом, отобрав у любопытствующих украинские флажки, которые успели перекочевать с наших рюкзаков в руки сирийцев, мы отправились по правой дороге. Сразу за селом дорога сделала еще один крюк в ожидаемом направлении, и мы снова в тишине продолжали движение. Вскоре проехали одинокий дом, возле которого стояла легковушка. Не отъехав и с километр, увидели, что нас догоняет эта машина. Водитель, притормозив возле меня, начал расспрашивать кто мы такие и откуда. Узнав, что мы с Украины, успокоился, развернулся и поехал назад. Мы же отправились дальше, по дороге гадая, чего же он ожидал. Что мы израильские шпионы? Или же это было простое любопытство, проявленное подобным образом? В дальнейшем мы часто сталкивались с непосредственностью простых людей, которая в большинстве своем вызывает легкую улыбку и располагает к себе человека. Удивительно видеть человека, к которому ты обращаешься с простым вопросом, а он твой вопрос воспринимает как призыв о помощи, и на его лице читается настоящее отчаяние от осознания того факта, если он не может тебе помочь. Нам, бывало, предлагали в магазине продукты просто так, предлагали лепешки, которые пекут на продажу за деньги, просто так угощали чаем, в аптеке просто так дали пачку лекарства. И при этом ничего не требовали взамен. Показывали дорогу в нужном направлении, провожая нас мотоциклами и понимая, что мы не можем ехать на такой скорости, как они, ожидали нас на подъемах столько, сколько необходимо. Предлагали ночевку у себя или же под своей защитой, как это было по дороге в Масьяф и как это было в Иордании возле Фифы. Я не могу припомнить, чтобы хоть кто-то нам в чем-то отказал. В пустынной местности у нас ни разу не возникла проблема с водой, нам всегда давали столько, сколько нам было надо. Один раз, когда набирали воду из-под крана на моечной станции, хозяин станции специально пил эту воду, показывая нам, что она питьевая, а не техническая. У нас ни разу не возникало проблем из-за нашей веры. Когда мы ночевали под защитой мечети,  мула, спросив наше вероисповедание и узнав, что мы являемся ортодоксами (православными), в почтении склонил голову, приложив при этом руку к сердцу.

Вскоре мы выехали на дорогу, ведущую на Эриху, скупились там, и когда уже темнело, въехали в Джиср эль Шугур. В Сирии почти все надписи на арабском языке. И лишь немногие имеют дублирование на английском, также мало населенных пунктов обозначены  на английском языке. При этом наименование населенного пункта на различных указателях может быть продублировано по-разному. К названию города иногда добавляют арабскую приставку «AL». На нашей карте «Джиср эль Шугур» указан как «Джиср эш Шугур». Иногда пишут «Джиср эль Шугур», «Джиср аль Шугур». И так со многими населенками. Вечером мы прибыли в нужный нам город, который оказался достаточно плотно заселенным. Путем непростых расспросов местного населения, удалось выяснить, что ближайшая гостиница находится в городе Латакия, но буквально сразу за чертой города начинается лес, где и можно найти место под палатки. На выезде из города, там, где с левой стороны находится железнодорожная станция, на достаточно уютной поляне среди пихт, мы и разбили наш лагерь.

28 января.


21day-of-life11Утром проснулись, позавтракали и начали сворачивать лагерь. Вскоре к нам подошел начальник железнодорожной станции. Узнав от прохожих, что рядом с его хозяйством установлены две палатки, пришел полюбопытствовать, кто такие. Узнав, кто мы и откуда, спокойно удалился. Мы же, собрав лагерь, заехали на станцию, чтобы пополнить запасы воды.

Затем двинулись дальше по маршруту. Нашей конечной точкой в этот день был город Латакия, который расположен на берегу Средиземного моря. Мы преодолевали небольшой перевал, однако ехалось не тяжело, так как в спину дул сильный попутный ветер. Весь день было пасмурно. По дороге все чаще стали попадаться апельсиновые плантации. Мимо нас весь день сновали грузовики, груженные доверху спелыми апельсинами. В одной из деревушек докупили продукты на обед и в дорожной кафешке, небрежно крытой шифером, решили остановиться перекусить и отдохнуть, заказав себе чай. При этом разбудили продавца, спящего в углу на самодельной кровати, вопросом: «Можно мы здесь пообедаем?» В ответ он спросонья стал объяснять, что у него только чай и кофе. Мы же объяснили, что у нас все с собой. Тогда получили утвердительный ответ. Наши велосипеды, припаркованные на достаточно видном месте возле кафе, сделали свое дело. С периодичностью в пять минут стали останавливаться машины. В общем, пока мы обедали, продавец сделал неплохую выручку. Распрощавшись, мы поехали дальше, получив информацию о том, что мы двигаемся по достаточно сложной и старой дороге. К вечеру мы въезжали в Латакию.

21day-of-life12В свое время этот город был одним из объектов войн между крестоносцами и арабами. В настоящее время представляет собой достаточно современный город с вполне европейским дизайном. Насколько мы сделали вывод - сирийцы пытаются превратить его в приличный курорт, на который могли бы приезжать отдыхать европейцы. Въехав в город, мы принимаем решение спуститься к морскому берегу и там пытаться устроиться на ночлег. Пляж оказался достаточно грязным, кроме того, на пляже велось какое-то строительство. В его конце располагался  охраняемый вооруженными людьми какой-то объект. Рядом с пляжем располагались частные пансионаты, отгороженные металлическим забором. Принимаем решение заехать на территорию одного из них и спросить разрешения установить палатку возле одного из корпусов. Территория пансионата пустынна, видно, что не сезон, отдыхающих не наблюдаем. В одном из корпусов на первом этаже горит свет. Подъезжаем поближе и видим, что это рецепшн. Заходим вовнутрь и девушке с парнем на ломаном английском пытаемся объяснить, что хотим от них. Нам предлагают снять номер. Мы же пытаемся объяснить, что номер нам не нужен, у нас с собой две палатки. В конце концов, уразумев, чего же мы желаем, девушка вызывает своего отца, который является хозяином отеля и свою сестру, которая достаточно не плохо говорит по-английски. В итоге, в результате почти часового объяснения хозяин предлагает нам на выбор два варианта: первый – установить палатки, но при этом предупреждает, что будет дождь, и второй – «да заселяйтесь в номер, оплаты не надо». Мы выбрали второй вариант. С удовольствием воспользовались возможностью привести себя в порядок, постираться и принять холодный душ. Спать было тепло и уютно, особенно осознавая, что на улице непогода.

29 января.


21day-of-life13Утро погодой не радовало. Было пасмурно и достаточно прохладно, дул сильный ветер. Позавтракав и поблагодарив за гостеприимство, отправились в дорогу. Если в прошлый день ветер дул в спину, то сейчас ветер был в лицо, что не особенно радовало, учитывая тот факт, что нам необходимо было снова набирать высоту. Наш путь лежал в сторону населенного пункта Сленфа, мимо Хафе, где расположена крепость Салах ад-дина. Подъем был достаточно тяжел, особенно учитывая сильный встречный ветер. В Хафе, в одном из магазинчиков продавец, услышав русскую речь, обратился к нам на вполне сносном русском языке. Поговорив минут 10 с ним, выяснив, что он является бывшим летчиком, откуда и знает русский язык – служил с русскими, скупились и выяснили у него дорогу к крепости. Однако все-таки умудрились проскочить нужный нам поворот. На достаточно крутом подъеме водитель встречной машины, сбавив скорость, задал мне вопрос: «Крепость Салах ад-дина?» Я утвердительно зажестикулировал. Тогда он объяснил, что мы проехали нужный нам поворот километра два назад. Пришлось разворачиваться. Тем временем начинал накрапывать дождь. Под дождем мы и прибыли к крепости, которая впечатлила своими размерами.

Однако из-за непогоды долго не задерживались и, полюбовавшись видами, немного переждав дождь, отправились по маршруту. Остаток дня ехали под сильным ливнем. Ночевку нашли в лесу, где и разбили лагерь.

30 января.


21day-of-life14В эту ночь впервые за поход температура не опускалась ниже нуля градусов. Однако утро нас особо не порадовало.

Было пасмурно, дул сильнейший встречный ветер. Этот день, наверное, был одним из самых трудных.

Дорога вела все время вверх. За Сленфой лежал снег.

Поднявшись на высоту почти полторы тысячи метров, перед самым перевалом остановились на обед, после же отправились дальше в путь. Вокруг нас слоился туман, видимость была небольшая - всего несколько метров.

21day-of-life15Дорога повернула в сторону и вниз за сто метров по вертикали от самой высокой горы Сирии. Начинался стремительный спуск вниз.

Планируя маршрут, надеялся, что в этом месте нам откроются замечательные виды долины, которая находится за перевалом. Однако ничего такого мы не видели из-за почти нулевой видимости.

На спуск в долину потратили часа полтора. Мы въехали в сильно вытянутый поселок Жорин. Выехав на дорогу, проложенную как под линейку, остановились, чтобы заправиться водой и съесть по лепешке и снова в путь.

21day-of-life16Вскоре начало смеркаться, а конца поселка не было видно. Сбавляем скорость и возле домов видим группу разговаривающих местных. Подъезжаем и спрашиваем у них о том, где можно поставить палатки. Один из них зовет с собой и приводит к себе на подворье. У него на участке, за домом мы и решили устроиться на ночлег. Пока устанавливали палатки, возле нас собралась толпа местных. Устроившись тесной группкой от нас буквально в полуметре, молча наблюдали за нашими действиями. Помогли нам с бензином, предложили воды. После того, как мы сели ужинать, буквально через минуту нас покинули. Спать нам никто не мешал.

31 января.


21day-of-life17Ночью прошел дождь. На палатках остались большие серые пятна. В этом месте экология была, мягко говоря, не очень. Позавтракав и собрав лагерь, сделав несколько снимков напоследок с местными, отправились дальше по маршруту.

Дорога шла по равнине, перепадов высот практически не было. В воздухе висела дымка от пыли, поднимаемой транспортом.

В первой половине дня мы прибыли к населенному пункту, обозначаемому на картах Апамея или же Калаат аль Мудик.

Однако местные его называли Афамия.

21day-of-life18Здесь на небольшой возвышенности располагаются развалины древнего города. Этот город часто сравнивают с Пальмирой. Разве что только размерами поменьше. Был построен примерно в III веке до н.э. Говорят, что в нем проживало около 400 тыс. человек. Вход в развалины является платным- 3$. Длина раскопанной улицы - около двух километров.

Побродив часа полтора по развалинам, двигаемся дальше. Невдалеке виднеется крепость. Решаем подъехать к ней. Однако выясняется, что в настоящее время в крепости находится жилой квартал! Все крепости в Сирии находятся на возвышенностях. Подъездные дороги к ним делали с левой стороны. Так удобнее было отражать атаки, поскольку нападавшие щиты несли в правой руке, и левая сторона туловища оставалась открытой для поражения.

Сделав пару снимков с высоты, на которой находилась крепость, и пообедав, начинаем спуск вниз. Нам необходимо как можно ближе подъехать к городу Масьяф.

Вечереет. Не доезжая несколько километров до Масьяфа, за одним из городков, на одном из ответвлений от главной дороги находим брошенный сад. Там и разбиваем лагерь.

1 февраля.


21day-of-life19В этот день по нашим планам мы должны подъехать к крепости Крак де Шевалье. Необходимо отметить, что сирийцы, которые не проживают в поселке с одноименным названием, не знают этого названия. Между собой эту крепость они называют Калъаат эль Хосн. Дорога от Масьяфа к Крак де Шевалье достаточно гориста, с постоянными подъемами и спусками и пролегает вдоль горного хребта, и за день достаточно вымотала нас. К вечеру мы спустились в городок, расположенный в горной ложбине, из которой виднелся холм, на котором была расположена крепость.

В центре этого городка находится строящийся православный храм. Возле него мы попросили разрешения установить палатки, объяснив охраннику, что мы христиане. Охранник, с кем-то созвонившись, указал рукой на двор храма. Ночью нас никто не беспокоил.

2 февраля.


21day-of-life20День дневки. Позавтракав и свернув лагерь, отправились на осмотр замка. Замок поражает своими размерами и является одной из главных достопримечательностей Сирии. В 2006 году вместе с крепостью Салах ад-дина был внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поражает то, что крепость сохранилась до наших дней. Расположена на вершине утёса высотой 650 метров. Практически весь день у нас ушел на осмотр замка.

Ближе к вечеру направились к выезду из Крак де Шевалье искать место для ночлега. Буквально в нескольких километрах от поселка расположен православный храм. С разрешения его настоятеля в нем мы и расположились. В нашем распоряжении было отдельное помещение, кухня, душ.

3 февраля.


Утром начался сильный дождь, который продолжался почти весь день. Заканчивать спортивную часть пришлось с сильным боковым ветром, под проливным дождем. За несколько километров до Хомса  дождь стих. Однако было пасмурно и достаточно холодно.  Нас предупредили, что в этот день должен выпасть снег, и мы приняли решение не делать ночевку в Хомсе, а сразу автобусом отправиться в Пальмиру, где и переночевать.

Наше прибытие на автовокзал среди водителей произвело сильное оживление. Возле нас собралась толпа. Все кричали: «Пальмира? Пальмира?»

21day-of-life21Мы же первым делом решили не спешить, а осмотреться и попытаться разобраться хоть в приблизительной цене на транспорт, следующий до Пальмиры. Расстояние от Хомса было приличное и составляло порядка 200 км в восточном направлении. Я остался с велосипедами, а группа отправилась выяснять о стоимость проезда. Наша сложность заключалась в большом багаже. Не  во всякий транспорт можно загрузить кроме четырех велосипедистов их четыре велосипеда и четыре велорюкзака. Нам подходил или, как сирийцы и иорданцы говорили, «биг бас», или же отдельно арендованный минибас. «Биг бас» - это современный и комфортабельный рейсовый автобус с огромными отсеками для перевозки грузов. Такие на Украине сейчас используют компании типа Гюнсел. Однако «биг басов» не так уж и много на маршрутах. Кроме того, сложность еще и в том, что сирийцы обычно и сами перевозят достаточно крупный груз. В общем, примерно через час мы при помощи водителя уже грузили наши велосипеды на крышу минибаса, а рюкзаки вовнутрь салона.

Однако выехать с автовокзала с этим водителем нам не суждено было. Полицейская охрана по каким-то причинам не выпустила наш автобус, мотивируя это тем, что у водителя какие-то проблемы. Надо отдать ему должное, буквально через пять минут мы с его помощью перегрузились в новую машину. И с водителем, более похожим на европейца, чем на сирийца, выехали в сторону Пальмиры. Часа через два, когда уже стемнело, мы въехали в Пальмиру. По нашей просьбе водитель притормозил возле недорогой гостиницы (после достаточно сложного по погодным условиям дня решили не рисковать ночевать в палатках). Первая же гостиница нам и подошла и по цене и по условиям проживания. Остановились в четырехместном номере, с ужином и завтраком, прямо напротив развалин древнего города.

Ночь прошла в тепле и спокойствии.

4 февраля.


Утро было достаточно холодным, небо затянуто тучами. Хозяин гостиницы за отдельную цену прислал водителя с минибасом. Первым делом заехали на автовокзал, который в нашем понимании и не автовокзал вовсе. Сам вокзал представляет собой кафе, которое принадлежит одной из транспортных компаний, и в котором ожидают своего отправления пассажиры, а также продаются билеты в нужном направлении. Все автобусы в Пальмире проходящие. И выехать из этого городка, как оказалось, достаточно проблематично. В общем, после покупки билетов, мы отправились на осмотр развалин Пальмиры. Оказалось, что единственное пока платное место – это храм Белла, осмотр всего остального города – бесплатно. Развалины поразили своими размерами. Когда мы покупали билеты в храм Белла, охранники нам объяснили, что в Пальмире 365 дней из 366 светит солнце, и только в 366-ой день, в который мы и прибыли, плохая погода. Признаться честно, это откровение не особо повлияло на наше настроение.

Из Википедии:


21day-of-life22По Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд на его владения, простиравшиеся до берегов Евфрата. Навуходоносор, при нашествии на Иерусалим, разорил её, но вскоре, благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем, с одной стороны, и долиной Евфрата, с другой, она снова отстроилась и стала пристанищем торговых караванов и складочным местом товаров, шедших с Запада на Восток и обратно. Тут была столица государства, называвшаяся Пальмиреной и управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.

21day-of-life23Римляне во время войны с парфянами (в 41 г. н.э.), старались завладеть Пальмирой, но безуспешно. При Траяне она была совершенно разрушена римскими войсками, но Адриан восстановил её и переименовал в Адрианополь, причём её правителям предоставил некоторую независимость, думая удержать их этим от союза с парфянами. При Каракалле (около 212 г. н.э.) Пальмира была объявлена римской колонией, с преимуществами juris italici (то есть с правами, равными правам колоний, находившихся непосредственно в самой Италии), и отдана в управление местному уроженцу, сенатору Септимию Оденату. Поднятое последним восстание против Рима привело к его убийству неким Руфином.

21day-of-life24Оденату наследовал его сын, Гайран, вскоре умерший, а потом другой сын, также Оденат, ставший на сторону римлян в их войне с персами и получивший за это от Валериана и Галлиена в 258 г. титул consularis (губернатора в ранге консула). Не удовольствовавшись этим титулом, он, после того, как Валериан попал в плен к персам, провозгласил себя «царём царей» (в 260 г.).

После победоносного похода против персов, до Ктесифона на Тигре, Оденат был убит своим племянником, Меонием (в 267 г.), и на пальмиренский престол вступила его жена, Зенобия, значительно расширившая пределы своего государства и даже мечтавшая подчинить себе сам Рим. При ней Пальмира достигла апогея своего благосостояния, которое, однако, продолжалось лишь короткое время. Император Аврелиан решился сломить непокорность гордой царицы, и в 273 г. принудил Пальмиру сдаться; Зенобия стала пленницей Аврелиана, её столица подверглась опустошению, а владения стали провинцией римской империи. Диоклетиан и затем Юстиниан пытались восстановить разрушенный город, но не могли возвратить ему прежний блеск. Наконец, будучи ещё раз разрушен арабами, в 744 г., он превратился в жалкое селение, в течение многих веков не обращавшее на себя внимания образованного мира.


21day-of-life25Потратив несколько часов на осмотр Пальмиры, мы отправились на вокзал. Минут через 15 прибыл наш автобус. Однако багажные отсеки были заняты, и нам пришлось еще аж два часа ожидать следующего рейса. Около трех часов дня мы наконец-то отправились в Дамаск. В это время в Пальмире разыгралась песчаная буря, видимость стала снижаться, мы с облегчением покинули этот город.

В Дамаск мы прибыли уже по темноте. Нам необходимо было попасть в старый город, в котором расположены недорогие отели. Старый город расположен, по сути, в центре Дамаска, где недалеко расположены основные достопримечательности, привлекающие туристов. Хочу еще раз подчеркнуть, что непростое это дело на велосипеде ездить по такому городу. Наконец-то попав в старый город, обратили внимание, что действительно, отели стоят дверь к двери друг от друга. Все вывески на арабском, за редким исключением. Мы остановились возле отеля с названием «Самарканд». Обратившись к Шумилову с фразой: « Леонидыч, доставай фотографии», оставив велосипеды на улице с Геной, мы вошли вовнутрь. По вестибюлю сновало много мужчин и женщин в арабском одеянии, в углу, на листке, формата А4, красовалась надпись, распечатанная на принтере:

- гражданам Израиля вход запрещен.

Подойдя к портье, мы задали вопрос, показывая пальцем в пол: «Самарканд?»

В ответ: «Самарканд!»

В этот момент перед портье мы начали выкладывать фотографии со словами: «Вот Самарканд!»

Портье с интересом и с округлившимися глазами рассматривал наши фотографии.

После этого пошла беседа о номере. К сожалению, все номера оказались заняты. Но тронутый нашим показом, портье решил нам помочь. Оказалось, что мы прибыли в Дамаск в четверг. В пятницу у них выходной, да еще и какой-то религиозный праздник. Все гостиницы старого района заняли паломники из Ирана. И поэтому навряд ли нам удастся втиснуться хотя бы в одну. Обойдя с нами квартал, он познакомил нас с каким-то арабом, который и вызвался расселить нас у себя. Однако после того как наш сопровождающий скрылся, араб начал объяснять, что необходимо ехать куда-то на такси. Не готовые оплачивать кроме гостиницы еще и транспорт арабу, мы решили все-таки попытать счастья в других гостиницах. Пока шли наши поиски, один за другим подъезжали большие автобусы с паломниками. Обычная сцена: от автобуса идет мужчина в окружении нескольких женщин, с головы до ног одетых или в чадру, или в паранджу. Гостиницу, в конце концов, мы нашли. За небольшую плату поселились в четырехместном номере на пятом этаже, в котором мы разместили и наши велосипеды.

5 февраля.


21day-of-life26Утром после завтрака отправились в сторону мечети Омейядов. Была пятница, а, как известно, в мусульманских странах это выходной. Прежде, чем подойти к мечети, пришлось идти через знаменитый на весь мир рынок Хамидие. Он возник вместе с Дамаском, который считается самым древним городом мира. Некоторые историки считают, что возраст Дамаска необходимо исчислять от Адама. Здесь до сих пор сохранилась Прямая улица, на которой жил первый апостол – Павел. Первые упоминания о Дамаске относятся к 15 веку до н.э. Нам сравнительно быстро удается пройти через рынок – пятница, да еще и праздник, большинство лавок закрыто, поэтому торгующих не много.

Минуя рынок, выходим к мечети. Вокруг толпы людей. Для не мусульман вход платный и составляет 1$ в местной валюте. Снимаем обувь и попадаем во двор мечети.

В самой мечети хранится голова имама Хусейна - внука пророка Мухаммеда – посланника аллаха, и прядь волос самого пророка. Кроме того, хранится голова Иоанна Крестителя, известного у нас как Иоанн Предтеча, который у мусульман является пророком и зовется Яхья. Как я понял, недалеко от усыпальницы Иоанна Крестителя установлена плаха, на которой его казнили.

21day-of-life27Один из трех минаретов мечети Омеяйдов носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии». Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос.

Чувства, пережитые во время посещения данной мечети, для меня являются одними из самых сильных за время всего пребывания в Сирии и Иордании. Словами не опишешь то, что испытываешь, находясь в одном помещении вместе с верующими, которые в припадке фанатизма плачут, целуют решетку, за которой покоится пророк, всей мечетью выкрикивают хвалу Аллаху и тут же молятся.

После посещения мечети, взяв такси, мы отправились в национальный музей Дамаска. В нем собраны уникальные экспонаты греческого, римского, а также арабского периодов Сирии. Неприятно поражает тот факт, что практически на всех фигурах, выставленных в музее, изуродаваны лица. Некоторые фигуры реставрированы. Фотографирование в музее запрещено. Однако, не зная этого, я начал снимать. В результате вышел небольшой конфликт с работниками музея. Объяснив свое поведение тем, что нет возможности удержаться от подобного великолепия и на пальцах показав, что увиденное трогает тебя до глубины души, инциндент был исчерпан  разрешением оставить фотки не тронутыми на фотоаппарате.

21day-of-life28Затем, после непродолжительного перекуса, мы отправились на гору Касьюн. Кроме того, что на горе открывается ошеломляющий вид на Дамаск, сама гора известна тем, что на ней, по Библии, было совершено первое в мире убийство – здесь Каин убил Авеля. И гора не смогла снести преступление и закричала. Преступление было совершено в пещере на горе, сейчас на этом месте стоит мечеть, в которую мы не попали.

Позже совершили поход на местный рынок, запаслись продуктами. По дороге в гостиницу зашли в книжный магазин. Одной из центральных книг была новая толстая книга какого-то египетского автора на арабском языке о жизни Саддама Хусейна. Взяв книгу, подошел к продавцу и поинтересовался у него - правильно ли я понял, о чем эта книга. Продавец сказал, что это первая такая книга. Видя мое изумление, он специально подошел ко мне и открыл книгу на страницах, на которых были фотографии с телами и жертвами. При этом он говорил, показывая мне фотографии, что это преступления Саддама Хусейна. Тут же на полочке стояла книга «Майн Кампф», слева от нее располагался томик Маркса «Капитал», а чуть ниже произведения Муссолини.

В гостиницу вернулись затемно. Готовя ужин на газовой горелке, расположенной на кухне в блоке, пообщались с беженцами из Палестины, которые проживали в соседнем с нами номере.

Заснули рано, утро следующего дня предстояло напряженное.

6 февраля.


Не задерживаясь утром в гостинице, мы отправились на автовокзал Самарие. Сейчас именно с него уходит транспорт в сторону Аммана. Проехав примерно километров 15, мы прибыли в нужное нам место. На вокзал попасть можно только пройдя через узкий проход, оснащенный металлоискателями. Поэтому мы на него зашли через ворота, в которые въезжает транспорт.

Завидев нас, к нам бросилась толпа водителей. Взяв нас в круг и узнав, что нам необходимо попасть в Джейраш, на минуту оставили нас в покое и наперебой между собой что-то начали громко и горячо выяснять. Затем, обращаясь к нам, назвали цену в 5000 местных паундов. Мы не согласились и назвали цену в 4000 паундов. Казалось, возмущению водил не было предела. Они снова между собой что-то начали горячо обсуждать, при этом жестикулируя руками. Затем снова обратились к нам, написав на бумаге цену в 4500. Мы же стояли на своем. Цена с их стороны постепенно снижалась, но мы максимум стояли на 4100. В конце концов, после попытки с их стороны снова поднять цену до 5000, мы уперлись в 4000. Один из водил потянул нас с собой к своей легковушке. У нас округлились глаза. Начали ему на пальцах показывать - куда же мы велы и рюкзаки засунем?! Однако с возгласами «но проблем, но проблем» - водила начал хватать у нас велосипеды и буквально трамбовать их в маленький багажник. После того, как туда последовал второй велосипед, я начал вытаскивать его назад, а водила, при этом, пытался трамбовать третий! Остальные же с интересом наблюдали за нашими действиями, продолжая между собой что-то обсуждать. В общем, в эту машину мы не загрузились. После этого к нам попеременно подкатывало несколько других машин таких же невместительных и лишенных багажников сверху. Водилы в разной последовательности пытались загрузить наш багаж: сначала велы, затем рюкзаки, и сначала рюкзаки, а затем велы, но все равно, как они не старались, ничего у них не получалось. Один из водил подогнал свою новенькую машинку. Мы сразу же начали ему показывать: - Куда?!

Он показал на крышу.  Мы ему: – Нет же багажника! Он выхватил коврик из салона и кинул его сверху, показывая: – Сюда! Мы ему: – Так побъем же машину! В ответ: - Но проблем! Как мы не пытались, ничего не получилось. Водилы потихоньку теряли к нам интерес, и это не могло не беспокоить. Несколько раз нам попытались предложить уехать на Бейрут. Предложение, конечно, было заманчивое, но мы отказались.

В конце концов, к нам подошли и сказали, что чтобы уехать необходимо брать два такси. В ответ мы объяснили, что за 4000 паундов хоть десять. Через пять минут мы уже пытались грузиться в два такси. Велосипеды в одно, рюкзаки в другое. Однако, загрузив велосипеды, обратили внимание, что наши рюкзаки перекочевывают обратно из второго автомобиля. Оказывается, что пока шла загрузка, водиле предложили более выгодный заказ на Бейрут! В конечном итоге выяснилось следующее. Автовокзал состоит из двух частей. Одна часть для водителей из Сирии, оказывающих услуги в сторону Иордании, а вторая часть автовокзала для водителей из Иордании, которые приехали в Дамаск и которым необходимо ехать обратно. Водитель оставшейся машины предложил прогуляться вместе с ним на вторую часть. Там он достаточно быстро нашел иорданца, который согласился отвезти нас в Джейраш. Вскоре, зарегистрировав наши паспорта в специальном окошечке, мы уже выезжали с автовокзала двумя автомобилями в сторону Иордании. Водители ехали, стараясь не терять друг друга из прямой видимости, мы же на всякий случай расселись по машинам по двое и включили рации, прием у которых был до пяти километров. Без особых приключений, пройдя таможенный и пограничный контроль, прибыли в Иорданию. Выгрузились в Джейраше возле развалин старого города, расплатились и распрощались с нашими водителями. После этого, поскольку уже дело близилось к ночи и достаточно быстро темнело, отправились в туристическую полицию, которая находилась тоже возле развалин старого города, только от места нашей выгрузки где-то с километр. Подъехав к постовому, стали ему объяснять, что путешественники с Украины, имеем с собой две палатки и просим у него совета, где можно поставить их на ночь. Позвали дежурных из отделения, которые пригласили нас вовнутрь участка. Зарегистрировав наши данные, выпив с нами чаю и поговорив, нам предложили место для ночевки напротив участка, на территории старого города, возле визитор-центра. Имея под боком такую охрану, спалось нам достаточно спокойно.

7 февраля.


Вечером нам сообщили, что в Аммане лежит снег. В этот день нам необходимо было после осмотра Джераша, минуя окраины Аммана, двигаться к Мадабе.

21day-of-life29Сам древний город достаточно неплохо сохранился и, как мне известно, занимает второе место по посещаемости туристами после Петры. История города насчитывает примерно 6500 лет. Город раскапывать начали не более 70 лет назад.

После 11 часов мы отправились по маршруту. Дорога все время вела вверх, после небольших спусков шли постоянные подъемы. Амман проезжали уже вечером, было достаточно холодно, хотя, к нашему счастью, снег успел растаять. Высотомер на часах показывал высоту больше километра. Не доезжая до Мадабы километров 15, за нами пристроилась легковушка. Понаблюдав за нашим движением несколько минут и поравнявшись со мной, в машине приоткрылось окно и со словами: - Я хозяин гостиницы в Мадабе, жду вас, - мне была протянута визитка с адресом и наименованием отеля.

Однако, поскольку уже было темно, проехав еще километра с три, мы решили не въезжать в город, а попросились переночевать во дворе мечети.

8 февраля.


Ночевка наша прошла примерно в 12 километрах от Мадабы. Это была последняя наша ночевка, когда ночью температура опускалась до около нуля градусов. Сам город выглядит достаточно опрятно и уютно. Славен город  церковью, в которой находится первая карта Палестины и окрестных государств, выложенная из мозаики. Мадаба, в свое время, являлась столицей моавитского царства. Мозаики в церкви много. Само искусство делать мозаику сохранилось до сих пор. По дороге на гору Небо мы заехали в огромный магазин, в котором расположен отдельный цех по изготовлению мозаики.

21day-of-life30Гора Небо находится в нескольких километрах от Мадабы. По преданию Господь указал Моисею путь на землю обетованную как раз в этом месте. Считается, что после смерти Моисей был как раз здесь похоронен. На вершине горы действительно открывается ни с чем не сравнимый вид. В дымке виднеется Мертвое море, Израиль и долина Иордана. В центре горы установлен Посох Моисея.

После осмотра горы, перекусив, отправились по затяжному спуску вниз, по направлению к Мертвому морю. На одном из поворотов дороги находится пограничный пост. Рядом возле него в военной машине, отдаленно напоминающей наш УАЗик, только без верха, за пулеметом, сидел, вглядываясь в нас в прицел, военный. Возле шлагбаума, с автоматами наперевес, стояло два человека. Нас попросили предъявить паспорта, задали уже стандартные вопросы о том, откуда мы и куда двигаемся, спросили за наш груз и пожелали счастливой дороги.

21day-of-life31Вскоре мы подъехали к Мертвому морю.Вдоль дороги шла уборка урожая – поспели помидоры, которые местные собирали в ящики  и выставляли для продажи прямо на обочине дороги. Совсем как у нас, только помидоры собирают бедуины. Вместо домов в основной своей массе стояли бедуинские палатки. Стало заметно теплее. Пока светло мы продолжили движение вдоль моря. На море штиль, берега пустынны, растительность отсутствует, почва коричневого цвета и лишь у самой кромки воды белая от морской соли, осевшей на камнях. Просто так купаться в море нельзя, обязательно должен быть источник с пресной водой для того, чтобы можно было ополоснуться после моря. Вглядываемся в карту. Километрах в двенадцати от нас должен быть ручей, впадающий в море. В надежде, что он не пересох, отправляемся на его поиски. Нам повезло, ручей мы нашли. Возле него и разбиваем наш лагерь.

9 февраля.


21day-of-life32Утром, первым делом отправляемся купаться. Вода в море по структуре похожа на глицерин. Утонуть невозможно, но и поплавать не особо поплаваешь.

После завтракаем, снова купаемся. В поисках хорошего образца соли я ухожу в сторону от лагеря к ближайшему повороту.

По пути назад замечаю военную машину, патрулирующую берег. Вскоре на берегу появился военный. Обратив на себя мое внимание, начал мне издали кричать, что я там делаю. Я ему жестами начал показывать, что собрался плавать. Он же у меня: - Почему оттуда идешь? Опустив руку в пакет, достаю кусок соли и показываю ему.

- Украинец? В ответ утвердительно машу ему. Пока я отсутствовал в лагере, у ребят успели проверить паспорта. Отмахнувшись от меня рукой, он скрылся в сторону своей машины. Больше нас не беспокоили.

21day-of-life33Пока ехали вдоль Мертвого моря еще единожды после этого случая у нас поинтересовались нашими паспортами на контрольно-пропускном пункте.

Весь этот день мы ехали вдоль моря и к вечеру, наконец-то, оставили его позади. В нескольких километрах от Фифы мы нашли следующую нашу стоянку.

Встреча с англичанами-велосипедистами. Муж и жена едут из Англии в Монголию, эта поездка займет по времени около полугода.

10-15 февраля.


Вечером мы созвонились со знакомым иорданцем, проживающем в Петре. Утром, проехав километров с 10, нас подобрал джип.

Испанцы. Направлялись в Египет.

21day-of-life34В этот день, пока ехали в Петру, посетили заповедник Дана.

Вечером мы уже гуляли по малой Петре – поселку, расположенному возле старого города.

Весь день 11 числа до позднего вечера, а буквально до 20.00, гуляли по старой Петре.

12 числа уехали в пустыню Вади Рам, где и ночевали буквально в нескольких метрах от международного трека, на котором проводят верблюжьи бега. Приезжают из Бахрейна, Саудии и других стран.

21day-of-life3513 числа из Вади Рам вернулись в Петру, с которой рейсовым минибасом подъехали к повороту на аэропорт Аммана. Свою последнюю ночевку на иорданской земле мы делали на том же месте, где и первую. И 14 числа, подъехав 5 км до аэропорта, мы без проволочек вылетели в Киев, откуда я поездом Киев – Донецк вернулся домой.

Из Википедии:

Пе́тра — древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик.

Проход в долину — через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 м в высоту. Другим крупным центром набатейской цивилизации была Хегра.

21day-of-life36В 2007 году избрана одним из новых семи «чудес света».

Вади Рам – национальный парк Иордании и представляет собой огромную пустынную долину. Несмотря на то, что это пустыня, достаточно сильно населена бедуинами. Является одной из достопримечательностей, которую посещают туристы. Впрочем, о Петре, как и о Вади Рам, надо не писать, ЭТО НАДО ВИДЕТЬ.

Комментариев нет

Оставить отзыв

Обязательные поля *

Узнавай первым

Уже подписались: 7077

  • <span style="margin-left:12px;">Загрузка</span>Загрузка